Картины, в основе сюжета которых лежит ограбление, пожалуй, являются самой эстетской частью кинематографа. Ведь помимо общего действия и идеи фильма, зритель может насладиться ещё и редкой наглостью, с которой грабители уносят с каждым разом всё большие суммы денег. Вы никогда не замечали, что в подавляющем числе случаев вы оказываетесь именно на стороне бандитов, болея и переживая за них на манер заядлого футбольного фаната? Придумывать новые сюжеты и способы становится всё труднее, так многое уже было использовано ранее. Сценаристов порой удручает и то, что зритель по выходу из кинотеатра, даже оставшись довольным, всё равно так и норовит найти ошибку в очередном, казалось бы, гениальном плане. Вот и в картине Майка Ли наиболее придирчивые уже успели найти некоторые недочёты. Однако мало кто готов объективно оценить ситуацию и признать, что будь сюжетное ограбление действительно на сто процентов идеальным и безупречным, то и вся съёмочная группа занималась бы, наверно, далеко не кино. Так что наличие некоторых недостатков по сути и гарантирует нам пару часов кинопросмотра вместо громких заголовков в газетах. Однако «Не Пойман – Не Вор» – это не только очередной способ выноса денег из банка, но и определённая психологическая линия. Оригинальное название картины «Inside Man» (в переводе с английского – «внутри человека» или «человек внутри») в куда более полной степени отражает двойную сюжетную линию фильма. Но, если с ограблением всё вышло очень удачно, за исключением досадного отсутствия напряжения и интригующих переговоров, которые можно встретить в блестящем «Переговорщике» режиссёра Гари Грэя, то вот вторая составляющая вышла сырой и неубедительной. Это вдвойне странно, учитывая тот факт, что Ли умеет создавать очень достойные психологические картины – в качестве примера можно взять его «25-й Час» с Эдвардом Нортоном в главной роли. Возможно одной из ошибок режиссёра, приведшей к этой слабине, стало метание между «философией справедливости» и… едкой иронией, вырывающейся наружу в ряде сцен на манер «Одиннадцати Друзей Оушена» – классики жанра. Несколько разочаровал оператор Мэттью Либатик – после его фантастической (и никак иначе!) работы в картинах «Реквием По Мечте» и «Готика» можно было ожидать куда большего. На этот же раз Либатик не только ограничился всего парой удачных планов, но и даже не позволил в полной мере оценить геометрию происходящего, что для ограбления, согласитесь, более чем важно. Ничего выдающегося, к сожалению, не видно и в игре исполнителей главных ролей. Самым впечатлившим, из того, что сообразили на троих Дэнзел Вашингтон, Клайв Оуэн и Джоди Фостер стало ощущение, что последней из них никак не более тридцати. В целом же создаётся ощущение, что Спайк Ли вместе с начинающим сценаристом Расселом Гевиртцом перемудрили со сплетением интересов, в результате чего их работа пусть и получилась весьма интересно, но оставила впечатление недоделанности, причём отнюдь не в самом плане ограбления. Так что перемудрив с сюжетом, Ли украл у себя самого. Оценка: 7,6 |